Еремина Надежда Александровна,детский сад "Рябинка"
«Развитие Представлений ребенка о профессиях как важный фактор социального развития»«Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями»
Актуальность В условиях перехода дошкольных образовательных организаций на ФГОС перед воспитателями ставятся задачи развития детей в соответствии с новыми стандартами, формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности. Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь определенного социального статуса. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы состояться, быть самостоятельным. В наши дни профессий стало очень много. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире. Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги). Часто родители, спрашивают: в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор будущей профессии? Я считаю, очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому, основное направление в работе с детьми дошкольного возраста я ориентирую на: выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников. Работая с детьми по этой теме, я опиралась на следующие нормативно-правовые документы: Конституция Российской Федерации; Конвенция ООН о правах ребёнка;
Федерально-государственный образовательный стандарт" (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) Высокую значимость трудового воспитания в становлении личности отмечало большинство выдающихся педагогов прошлого, как западных (Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и др.), так и отечественных (П. П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др.).
Я также увидела необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым. Ещё Н. К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, — это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка». • Цель моей работы: расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы. Для достижения поставленной цели я выделила ряд задач:
• сформировать отчетливые представления о роли современной техники в трудовой деятельности человека • развивать коммуникативные навыки; развивать связную речь; активизировать и актуализировать словарь; сформировать познавательный интерес к профессиям, востребованным в нашей местности • развивать игровую деятельность детей, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности
Организация работы строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве:
Принцип интеграции. Содержание программного материала может естественно и ограничено интегрировать в целостный педагогический процесс. Принцип наглядности состоит в обогащении воспитанников чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Формирование у детей представления о разных профессиях невозможно только в рамках детского сада, поэтому особое место отвожу работе с родителями. Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к труду, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям (Т.А.Виноградова, Л.А.Каменева, Т.А.Маркова др.). Психолого-педагогические исследования по трудовому воспитанию дошкольников посвящены формированию у детей дошкольного возраста системных знаний о труде. Исследователи доказали, что освоение детьми системных знаний существенно влияет на становление у них правильного отношения к труду взрослых и собственному труду, формирует любознательность к миру профессий В докторском исследовании В.И.Логиновой были определены этапы формирования системных знаний о труде взрослых у дошкольников. Эти этапы позволили определить логику и условия построения системных знаний о профессиях: -формирование отношения к труду; - воспитание потребности трудиться; -усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда. Одним из путей формирования у дошкольников представления о значимости труда является ознакомление с профессиями. Сюда включаются элементарные знания о труде окружающих ребенка людей, видах и орудиях труда, труде людей на фабриках, заводах, средствах сообщения, в сельском хозяйстве. Знания о трудовой деятельности являются центральными. Усвоение детьми определенных знаний о труде людей различных профессий приводит к возникновению у них нового типа поведения, который опосредуется сложившимися представлениями о трудовых и общественных функциях людей, об отношениях к труду и друг к другу. Более сложной задачей является вычленение результатов труда. Я заметила, что многие дети смешивают результат с процессом труда (врач – «лечит людей», воспитатель – «воспитывает детей». В процессе формирования преставлений у детей о труде взрослых наиболее актуальными являются представления о социальной значимости труда. Важность результатов труда различных профессий дети старшего дошкольного возраста понимают в основном правильно, знают, зачем нужна работа воспитателя и врача, шофера и строителя. Формирование обобщенных представлений о важности труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего, четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворить ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволяет ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, стирки одежды). На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда я формирую обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии. Помощник воспитателя вымыла посуду – посуда чистая; накрыла столы к обеду – можно есть; приготовила кровати – можно детям ложиться спать и т.д., т.е. она заботится о детях в отсутствие родителей. Повар готовит суп, котлеты, компот – заботится о том, чтобы все были сыты. Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда. На основе этих первичных обобщений можно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей.
Я оформила трудовой уголок, в котором есть «методическая копилка» дидактических игр по ознакомлению с трудом взрослых; картотека дидактических игр-упражнений, загадок по ознакомлению с трудом взрослых; трудовая лесенка с набором карточек по разным профессиям; иллюстративный материал по ознакомлению с трудом взрослых; художественная литература по ознакомлению с профессиями; тематические альбомы: «Все профессии нужны», «Где работают мои родители», « Кем быть?» Подготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр; картотеки подвижных игр, физминуток, артикуляционных гимнастик, пословиц, поговорок о труде, о различных профессиях. Современные дошкольники получают большой объем информации о профессиях взрослых из телепередач, художественной литературы, однако эти сведения разрозненные. Моя задача состоит в том, чтобы в процессе обучения актуализировать этот запас знаний и привести его в систему через разнообразные виды детской деятельности. Педагогическими средствами могут быть и материальные объекты, и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса, а также разнообразная деятельность: труд, игра, общение. Средствами формирования у дошкольников знаний о профессиях могут быть и литература, и музыка, и поэзия, и искусство, а также непосредственно сама непрерывная образовательная деятельность. Считаю наиболее действенными способами ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Так, например дети младшего дошкольного возраста знакомятся с профессиями, наблюдая за работой няни, повара, дворника, а дети старшего дошкольного возраста через экскурсии на почту в школу, библиотеку и т.д. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений, экскурсий. Это дает возможность чувственного познания, накопление конкретных сведений о профессиях. С их помощью ребенок удовлетворяет свое любопытство, расширяет кругозор и повышает свой познавательный интерес.
Так, например, при знакомстве с трудом строителей была создана презентация «Кто построил этот дом», где в игровой форме с показом развивающего мультфильма и интерактивной игры детям были даны знания о труде строителей.
Разыгрывая тот или иной сюжет в игре, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, а при помощи предметов, используемых в качестве игровых заместителей, создают модели, которые отображают взаимосвязи реальных предметов и действий. Педагогическая технология использования моделирования весьма эффективна, она позволяет ребенку наглядно увидеть последовательность включения компонентов в трудовой процесс, осознать существующие между ними связи и зависимости. В формировании у детей системных знаний о труде взрослых используются предметно-схематические модели. Здесь существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Модель упрощает объект, представляет его лишь отдельные стороны, и поэтому без подачи общего представления о профессии невозможно рассматривать структуру трудового процесса. Так, например, во второй младшей группе детского сада начинают знакомить детей с профессиями сотрудников детского сада, то есть с профессиями ближайшего окружения детей. Вместе с этим, знакомлю детей со схематичным изображением профессии. Предлагаю детям творческую продуктивную деятельность: нарисовать, изобразить знаками тот или иной предмет, наклеить модель из готовых знаков, конструирование. Результативность опыта Для того, чтобы выяснить, что усвоили дети о мире труда и профессий у я использую тестирование: Тест «Знаешь ли ты профессии?» включают в себя вопросы и три варианта ответа, из которых дети выбирают один, который более всего соответствует их
В качестве мониторинга я предлагаю рассказать о том, какую бы профессию он хотел выбрать, что он знает об этой профессии, каковы ее особенности.
Считаю очень важным – заручиться поддержкой родителей. Они помогают изготавливать атрибуты, шьют костюмы, активно участвуют в конкурсах и выставках.
Опыт работы доказал, что трудовое воспитание - это процесс, интегрирующий все сферы развития и становления личности. Таким образом, системная работа по ознакомлению детей с трудом взрослых способствует формированию позитивных установок к различным видом труда, становлению самостоятельности, саморегуляции собственной деятельности, воспитанию положительного отношения к труду, желания трудиться. 30 августа 2018 в 19:44
Прикреплённые файлы:Документ: «Развитие Представлений ребенка о профессиях как важный фактор социального развития» Описание файла:Файл называется: pedideja_0onmr.pptx Это официальный файл организации «Еремина Надежда Александровна,детский сад "Рябинка"», в нём содержится «Развитие Представлений ребенка о профессиях как важный фактор социального развития». Размер файла: 15,65 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.